avatar

СТРАНЫ И КОНТИНЕНТЫ (путешествия и исследования)



Спустись в кратер Екуль Снайфедльс, который тень Скартариса ласкает перед июльскими календами, отважный странник, и ты достигнешь центра Земли. Это я совершил, — Арне Сакнуссем. Жюль Верн. Путешествие к центру Земли

 
карма

19.28

36 место
 

Вы еще не состоите в сообществе? Присоединяйтесь сейчас!:

В отличие от вас, участники сообщества могут:

  • Читать топики, доступные только участникам сообщества
  • Публиковать новые топики
  • Комментировать топики
  • Приглашать в сообщество других пользователей

Вы можете стать участником сообщества, кликнув "Вступить", справа от этой надписи

 

avatar

СТРАНЫ И КОНТИНЕНТЫ (путешествия и исследования)Тимбукту

karolina 24.02.2011 18:08 0 0

 

В эпоху позднего Средневековья не было в Черной Африке другого города, столь часто заставлявшего европейских ученых приходить к фантастическим заключениям, как легендарный Тимбукту Его описание впервые встречается в арабских хрониках.


"Гаванью в пустыне" назвал Ибн Хальдун это необычное поселение на перекрестке пяти караванных путей, по которым переправлялись на южный край Сахары несметные сокровища. В каталонском атласе времен Карла V город был обозначен как "Тенбух", а в 1426 году итальянский географ Беккари сообщал о "Тумбетту", очевидное богатство которого угадывалось в мечетях с высокими башнями, в украшенных золотом дворцах.

Шотландец Лейнг был первым европейцем, в начале XIX века добравшимся до этого города в верхней излучине Нигера. Свой отчет он никому передать не сумел, потому что на обратном пути был убит людьми из его же отряда. Переодетый арабом французский путешественник Рене Кайе в 1828 году прибыл в окутанный легендой город, где к своему удивлению вместо сверкающих золотом дворцов обнаружил лишь грязные, полуразвалившиеся глинобитные домишки и жестокую нужду. Наиболее точное описание Тимбукту принадлежит перу немецкого путешественника Генриха Барта: в середине прошлого столетия он прожил там целый год.

Описание Бартом людей, торговли и архитектурного стиля даже сегодня почти не утратило достоверности. Прошлое Тимбукту теряется во тьме истории. Основанный, видимо, в XII веке поселок "Колодец стражницы Букту" ("Тим" на туарегском языке означает "колодец") сначала был просто местом отдыха пастухов-туарегов, перемещающихся между Нигером и пустыней. Постепенный расцвет Тимбукту начался после покорения верховьев Нигера народом малинке (иногда его называют мандинго).

Берберы-мусульмане из родственного маврам племени мессуфа, черные рабы и арабские торговцы поселились в разделенных по этническому принципу кварталах. Столица государства Мали быстро превратилась в значительный торговый центр. Из родственного города Дженне купцы привозили золотой песок, слоновую кость, кожу, орех колы и рабов на перевалочный пункт Тимбукту, откуда и товары, и люди переправлялись через Судан в северном направлении. Обратный поток обеспечивал Тимбукту солью, шелковыми тканями и другими предметами восточной роскоши.

"Суданский гуманизм" В 1325 году паломник Канхан Мусса на обратном пути из Мекки надолго остановился в Тимбукту и украсил город великолепными дворцами и мечетями. Тогда и была построена возле Мадуга, резиденции местного правителя, мечеть Джингеребер - прямоугольная в плане, с плоской крышей и глинобитными колоннами.

 

Полностью выдержанный в "суданском стиле" приземистый конический минарет сужается кверху и увенчан сглаженными ветром и непогодой глиняными башенками. По углам здания были построены многочисленные глиняные башни в форме сахарных голов. Во дворе - захоронения арабов из нынешнего Алжира. Благодаря основанному позже университету (он, как утверждают, насчитывал 20000 студентов и состоял из 180 медресе) Тимбукту превратился в знаменитейший учебный центр мусульманской части Западной Африки.

Ученые родом из Феса и Каира стали основателями "суданского гуманизма", завоевав прочную славу главным образом в области риторики, правоведения, толкования Корана и медицины. Кроме того, они собрали обширную библиотеку. Мечеть солеторговцев Приземистым минаретом пирамидальной формы выделяется вторая мечеть, Санкоре, в северо-восточной части города. Ее архитектурное решение было доверено андалузскому поэту Эс-Сахели. Эта мечеть, расположенная в бывшем квартале крупных солеторговцев, как и Джингеребер, была полностью перестроена в XVI веке.

Она выделяется примечательным фасадом: декоративно вынесенные вперед, выступающие угловые столбы из обожженной черепицы украшены выступающими капителями. Входные двери в мечеть, северо-восточную часть которой все сильнее засыпает песок, украшены древним мавританским орнаментом. В XV веке транс-сахарсая торговля пережила невиданный подъем: у португальских и итальянских купцов, которые получали благородный металл от своих магрибских коллег, страсть к золоту стала попросту непомерной. С вторжением марроканцев блистательный период истории Тимбукту завершился.

После изгнания религиозной элиты число жителей стремительно уменьшилось, и в 1780 году Тимбукту был завоеван французами. Старинные дома горожан О былом великолепии Тимбукту можно и сегодня составить впечатление по мало изменившимся жилым домам XV и XVI веков; узкие карнизы и фризы из песчаника или обожженной черепицы разделяют фасады по горизонтали.

У более старых построек еще встречаются традиционные, искусно выпиленные полуциркульные мавританские окна по марокканскому образцу. Витиеватые резные узоры, частью окрашенные красным и зеленым, украшают деревянные дверные рамы жилых домов, куда входишь через просторный вестибюль без окон. Над стенами, выкрашенными белой или небесно-голубой краской, мастера возводили крыши из коротких жердей: дерева в Сахаре, конечно, всегда не хватало. Глинобитные полы посыпаны мелким чистым песком.

 

Источник

 
Комментирование отключено автором. Почему?

Комментирование отключено автором. Почему?


@Mail.ru -