avatar

Цветы - великий дар природы



Цветы - это жизнь, красота. Быть может, вся природа - мозаика цветов? Быть может, вся природа - желанье красоты? (Константин Бальмонт).

 
карма

24.47

43 место
 

Вы еще не состоите в сообществе? Присоединяйтесь сейчас!:

В отличие от вас, участники сообщества могут:

  • Читать топики, доступные только участникам сообщества
  • Публиковать новые топики
  • Комментировать топики
  • Приглашать в сообщество других пользователей

Вы можете стать участником сообщества, кликнув "Вступить", справа от этой надписи

 

avatar

Цветы - великий дар природыРоза - Легенды о цветах

karolina 01.05.2011 19:19 0 0

 

С давних времен роза остается непревзойденной царицей цветов, символом красоты и величия у всех народов мира.


По археологическим данным роза существует на Земле уже около 25 млн. лет, а в культуре роза выращивается уже более 5000 лет. 
Во II тыс. до н.э. розы изображались на стенах домов на Крите, а спустя тысячелетия - на гробницах фараонов в Древнем Египте. 

Розу выращивали в садах Востока еще несколько тысячелетий назад, и первые сведения о розе встречаются в древнеиндийских сказаниях, хотя родиной считается Персия. 
В древнеперсидском языке слово «роза» - «ГЮЛЬ» буквально означает «дух». Иран поэты древности называли Гюлистан т.е. страна роз.

Индийская богиня красоты Лакшми родилась из распускающегося, составленного из 108 больших и 1.608 мелких лепестков бутона розы. Вишну, охранитель вселенной, увидев эту красавицу, укрывающуюся в своей прелестной розовой колыбели, увлеченный ее прелестью, разбудил ее поцелуем и превратил в свою супругу. 
Роза пользовалась в древней Индии таким почетом, что даже существовал закон, по которому каждый принесший царю розу мог просить у него все, чего только пожелает. 
По индийской легенде, во время торжеств один правитель приказал наполнить розовыми лепестками ров с водой. Позже люди заметили, что вода покрылась пленкой розовой эссенции. Так и появилось розовое масло.
 (400x300, 27Kb)

Греция. Из волн моря появилась на свет богиня любви Афродита. Едва она вышла на берег, какхлопья пены, сверкающие на ее теле, стали превращаться в роскошные белые розы.
Эти белые розы жрицы Афродиты снесли в храм этой богини и украсили ими алтарь и окружавший их сад. И розы оставались белыми до тех пор, пока сердце Афродиты не было поражено ужасной вестью: ее возлюбленный Адонис лежит раненный насмерть вепрем.

Тогда устремляется богиня в рощу Пифона, где находится ее дорогой, и бежит, не обращая внимания на покрывающие розы шипы, которые ранят ей до крови ноги. Несколько капель этой божественной крови попадает и на розы и из белых превращает их в ярко-красные
По другому сказанию, белая роза сделалась красной во время одного из пиршеств богов на Олимпе. Амур как-то нечаянно опрокинул своими сосуд с нектаром, который, разлившись на цветшие тут же белые розы, окрасил их в красный цвет и сообщил им прелестный запах. 

Еще поэтичнее предание о сотворении красной розы богиней Флорой. Флора была поражена стрелой Амура, и воспылала к нему страстной любовью. Тогда-то, в неудовлетворенной страсти, она и решила создать цветок, который и смеется и плачет — соединяет в себе и грусть и радость. 
Увидев выраставший в руке своей чудный цветок, богиня в восхищении хотела, воскликнуть:«Эрос» (так звали греки Амура), но, застенчивая от природы, запнулась, покраснела и, проглотив первый слог, крикнула только: «рос». Росшие вокруг цветы подхватили это слово, и с той поры цветок этот и стал называться розой. 

 (480x360, 32Kb)

У римлян во времена республики роза служил наградой за выдающиеся деяния, а во времена падения Рима являлся символом порока и предметом роскоши, на который тратились безумные деньги. 
Вначале, римские воины, отправляясь на войну, снимали даже шлемы и надевали венки из роз, чтобы вселить в себя мужество. Это был как бы орден, который давался в награду за геройство.
Не таково было значение розы во времена падения Рима. Из царственного цветка она делается цветком забавы пьяных оргий

Желая как можно более упиться запахом роз, некоторые патриции усыпали ее лепестками даже поверхность моря, когда отправлялись на галерах на прогулку, а во время одного из празднеств ими была даже усыпана поверхность целого Люцинского озера. 

Но всех превзошел своим безобразным истреблением роз император Гелиогобал.
На одном из его пиршеств знатные гости были забросаны таким множеством падавших с потолка розовых лепестков, что некоторые из них, к величайшему его удовольствию, задохлись под ними. Он же купался только в вине из роз, которое после того чернь должна была пить.
Это нашло отражение в стихотворении Л.А. Мея "Цветы":

«И падают, и падают цветы,
И сыплются дождем неудержимым...
....................................................................
Их сотня рук с потухших хор кидает
Корзинами, копнами, аромат
Вливает в воздух смертоносный яд...
....................................................................
Напрасен крик пирующих: "Пощады!
Мы умираем!" Падают цветы - 
Пощады нет - все двери заперты;


 (363x357, 17Kb)

Но среди всех пиршеств и оргий роза, кроме украшения, имела и еще оригинальнейшее значение. Она служила символом молчания, вследствие чего даже была посвящена Гарпократу — богу молчания, который изображался в виде юноши с приложенным к губам пальцем. 
Латинская пословица говорит: «in vino veritas» (в вине истина), указывая тем, что опьяненный вином человек может выболтать свои тайны.

А так как во время упадка Рима было очень опасно делиться публично своими мыслями, то, чтобы напомнить, что нужно держать язык за зубами, во время римских пиршеств вешали на потолке залы искусственно сделанную белую розу. Взгляд на эту розу заставлял сдерживать свою откровенность многих. Говорят, от этой розы и произошло известное латинское выражение: «sub rosa dictum» — «сказанное под розой», в смысле: под секретом. 

Роза - цветок , наиболее чтимый христианством. Ее так и называют - цветок Богородицы. 
Живописцы изображали Богородицу с тремя венками. Венок из белых роз означал ее радость, из красных - страдания, а из желтых - ее славу. 
Красная моховая роза возникла из капель крови Христовой, струившейся по кресту. Ангелы собирали ее в золотые чаши, но несколько капель упали на мох, из них выросла роза, ярко - красный цвет которой должен напоминать о пролитой за наши грехи крови.

 



Роза является в католических легендах небесной защитницей добрых дел. Так, в одной из них повествуется про святителя Николая. Когда он однажды среди студеной зимы нес взятый в монастыре хлеб, чтобы накормить бедных, и был остановлен настоятелем монастыря, то хлеб этот превратился в розы — в знак того, что это доброе дело.
Еще одна история, почему роза стала красной – она зарделась от удовольствия, когда ее поцеловала гулявшая в Эдемском саду Ева.

 (500x332, 27Kb)

Мусульмане считают, что белая роза выросла из капель пота Магомета при его ночном восхождении на небо, красная роза - из капель пота сопровождавшего его архангела Гавриила, а желтая - из пота бывшего при Магомете животного.
Мусульмане приписывают розе и розовой воде очистительную силу. 
Султан Саладдин, снова отняв у христиан в 1189 году Иерусалим, вступил в превращенную крестоносцами в церковь мечеть Омара не ранее, как обмыв весь пол, все стены ее розовой водой. Так же поступил и Магомет II с храмом св. Софии после взятия им Константинополя в 1453 году. Прежде чем превратить этот чудный храм в мечеть, он велел его весь снизу доверху вымыть розовой водой.

По словам одного из восточных поэтов, роза была подарком самого Аллаха. К нему явились однажды все дети флоры с просьбой назначить им нового повелителя вместо сонливого лотоса (нильской водяной лилии), который, хотя и был дивно красив, но забывал среди ночи свои обязанности правителя. Тогда Аллах, благосклонно их выслушав, внял их просьбе и дал им правительницей белую девственную розу с охраняющими ее острыми шипами. 

Когда соловей увидел эту новую чудную царицу цветов, то был так пленен ее прелестью, что в восторге прижал ее к своей груди. Но острые шипы, как кинжалы, вонзились ему в сердце, и теплая алая кровь, брызнув из любящей груди несчастного, оросила нежные лепестки дивного цветка. Вот почему, говорит персидское сказание, многие наружные лепестки розы и по сих пор сохраняют свой розоватый оттенок. 

 (480x360, 33Kb)

Рыцари когда-то сравнивали дам своего сердца с розами. Они казались столь же прекрасными и неприступными, как и этот цветок. На щитах многих из рыцарей в качестве эмблемы была выгравирована роза.

В XIII веке возникает во Франции обычай ношения дамами венков из роз, которые получают название «шапель», а занимающиеся их вязаньем — «шапелье» — слово, которым теперь обозначают фабрикантов шляп; так что, по-видимому, от этих венков произошло и нынешнее французское слово «шапо» (chapeau) — шляпа. 

В Англии почти неизвестная здесь до XIV столетия, роза появилась при дворе английских королей незадолго до начала кровавой распри между домами йоркским и ланкастерским. И так пленила их своей красотой, что тот и другой поместили ее в своем гербе, причем первый избрал белую, а второй — алую. Вследствие этого распря, возникшая при Генрихе VI Ланкастере за право на английский престол с Эдуардом Йоркским, и носит, название войны Алой и Белой розы.

 (450x447, 31Kb)

В Германии роза (шиповник) появляется еще во времена язычества.
В древнегерманских сагах она посвящается царице неба Фригге, во многих местностях до сих пор ее называют Фриггадорн. Рвать ее позволялось только в пятницу — день, посвященный Фригге. 
Розой пользуется также и германский бог огня Локи при наступлении весны. Он смеется, и от его смеха холод бежит, снег тает и земля покрывается розами. 

Она же играет роль и в сказании о Брунгильде, когда та, сделавшись валькирией, долг которых был переносить с поля битвы души погибших воинов в Валгаллу, изменяет данному ею обету. Вмешавшись в битву двух королей, помогает одному из них, которому Вотан, бог войны, предназначил погибнуть. В наказание за это разгневанный Вотан подкладывает ей под головуветку дикой розы (шиповника) с мохообразными наростами, и Брунгильда и все ее окружающее погружаются в глубокий сон, от которого она может проснуться только тогда, когда какой-либо принц придет ее разбудить. 
розы

Все это, послужило прототипом существующей у нас сказки «О спящей красавице», которая по-немецки носит название «Дикой розочки». 

В 17 веке роза впервые попала в Россию
. Ее привез немецкий посол в дар государю Михаилу Федоровичу. В садах же разводить ее стали только при Петре Первом.

Чайная роза, называемая так за свой дивный чайный запах, была привезена в Европу лишь в начале XIX столетия, и притом розовая — в 1860 году из Ост-Индии, а желтая — в 1824 году из Китая. 
От помеси этих-то двух видов и получились те сотни, даже тысячи гибридов чайных роз, которые составляют красу наших современных цветников.

 (500x333, 20Kb)

Источник

 
Комментирование отключено автором. Почему?

Комментирование отключено автором. Почему?


@Mail.ru -