Язык символов Таро Печать E-mail
Присланное - Непознанное и Магия
Разместил: Оксана   
12.01.2011 14:16

Язык символов Таро.

 

Великое колесо сансары.Колесо закона.Колесо Таро.

Колесо зодиака. Колесо жизни.

Все эти колёса суть одно; однако по-настоящему помочь тебе может лишь колесо Таро.

Медитируй же, человече, над этим колесом чаще, шире и глубже, вращая его в душе своей!

Ощути, как из одной карты неизбежно следует другая, в неизменной последовательности от Шута до десятки кругов.

Уяснив же (смысл) Колеса Судьбы, ты ощутишь ТУ волю, которая приводит его в движение (у движения же нет ни начала, ни конца).

И — смотри! — вот ты и перешел через Бездну.

 

Для начала — немного истории. История таро началось в 14 веке в эпоху итальянского возрождения при дворе миланских аристократов Висконти-Сфордса. Речь идет не о малом аркане, известном каждому любителю азартных игр, чье происхождение теряется в глубине арабского мира, а о большом или философском аркане, который в своем символическом ряду отображает тайны, связанные с вселенной психе, которая столь же необъятна, как и звездное небо.

В 18ом веке на фоне всеобщей египтомании Этейла впервые соотнес 22 аркана с древнеегипетской культурой, создав миф о том что Таро было языком древних Жрецов. Нет смысла обсуждать историческую легитимность мифа, поскольку при существующих данных это непроверяемо, но то, сколь устойчивым оказался этот миф, говорит о том, что человек интуитивно чувствовал в Таро мудрость много превосходящую обычное человеческое разумение, которая по закону психологической проекции переносилось назад в прошлое.

Спустя несколько веков французский оккультист Элиафас Леви уже писал о Таро, что если человека запереть на тридцать лет в замке и в его распоряжении будет только колода таро, имея к ней ключ, он станет образованнейшим человеком своего времени, имеющим знания во всех человеческих науках. Преувеличение? Метафора? Может быть и так, однако во всей мировой культуре не было системы, подобной таро, которая столь просто и изящно посредством образа открывала бы дверь в мир духа.

Есть невидимые грани — что незримо делят мир, И они имеют цвет и вкус и звук, Если тронешь хоть одну — мир как арфа зазвенит, И рассыплется созвучьями вокруг. (Башня Rowan «Зерна»)

Вот они, эти грани-арканы-пути, дурак, жрец, дьявол, эон и другие карты большого аркана, размышляя над которыми мы открываем дверь. Таро позволяет понять себя, предлагает универсальный и тончайший язык для описания своих самых тонких переживаний. Но познавая себя, каждый из нас познает универсальные единицы, которые находятся в основе творящего духа. История, философия, религия, искусство, все многообразие человеческой культуры состоит из универсальных архетипов, символические изображения которых мы находим в таро. Речь состоит из букв, материя -из атомов, а все, что имеет отношение к душе и духу — из арканов таро. Надо перестать смотреть и начать видеть.

Таро окружено множеством мифов. Одни предполагают, что их принес Моисей, другие верят, что именно они существовали в Атлантиде, третьи относят их к тайнам древнего Египта. Но есть ли подтверждения этим мифам? Да, археологи находили в Египте фрески с образами фараона, управляющего двумя сфинксами, и шакалов, воющих на луну. Какой соблазн сказать, что уже египтяне имели в своем распоряжении колоду таро, ведь эти образы так удивительно перекликаются с седьмым и восемнадцатым арканом? Но сказать так — значит, выдать желаемое за действительное, ибо два отдельных изображения, никак не соотносимых друг с другом, к тому же принадлежащих к разным эпохам, не могут быть доказательством существования сложной системы из 22 связанных друг с другом символов.

Но в каждом мифе есть доля правды. Арканы таро действительно были в Египте, как и в Месопотамии, Элладе, Вавилоне, иудее — везде, где была цивилизация, культура сознание, психическая жизнь. Ибо архетипы не могут быть изобретены, может быть изобретен только способ увидеть эти архетипы, познать их, точно так же, как усовершенствование телескопа позволило увидеть Плутон, а усовершенствование микроскопа — микроорганизмы. Точно так же, как фиолетовый цвет был всегда, но вплоть до средних веков человек не мог его видеть.

С момента создания карт таро их символы проходили сложный период огранки. Менялся дух времени, менялись контексты, по мере эволюции человек мог распознавать все более тонкие и более сложные закономерности в магической вселенной, пока, наконец, колода не обрела свою законченную форму.

Большинство книг, посвященных таро, сосредоточены исключительно в их предсказательном аспекте. Действительно, еще за всю свою историю человечество не знало столь глубокой и точной системы прорицания. Вопреки распространенному мнению, прорицание выявляет не фиксированный приговор, но наиболее вероятный исход, потому по результату прорицания вопрошающий может изменить будущее, изменив стратегии своего поведения. Однако сводить таро только к функции прорицания есть грубейшая ошибка, сродни предположению, что компьютер создан исключительно для компьютерных игр.

Очень немногие работы действительно предпринимают попытку проникнуть в глубину архетипа, раскрыть полноту его бытия. Лучшая из существующих работ по таро — это труд Алистера Кроули «Книга Тота», написанию которой он посвятил полжизни. Однако эта книга слишком сложна для начинающего исследователя и нуждается в некоторых пояснениях, которые сам Кроули не делает, с высоты своих знаний считая некоторые знания самоочевидными. В своем исследовании мы опираемся прежде всего на «Книгу Тота» и таблицы 777, о которых уже говорилось.

Следующая ценная книга, которая несколько выходит за пределы стандартного сценария — это работа Хайо Банцхафа «Таро и путешествие героя». Книга ценна тем, что рассматривает большие арканы как стадии единого путешествия, опираясь на достижения глубинной психологии в лице Карла Юнга и Джозефа Кэмбелла. Единственным недостатком этой книги является то, что она опирается на старую колоду Уайта, игнорируя то, что истину наступившей эры Таро Тота Алистера Круоли выражает гораздо более точно и полно.

Интерпретация символов таро — дело очень сложное, поскольку здесь мы имеем дело не с знаком, имеющим одно значение, а с символом, который полон граней и смыслов. Потому классическая интерпретация знаков, выстроенная по принципу, а=а, не может быть применена к символам. За исключением двух авторов, приведенных выше, остальные интерпретаторы таро упорно забывают об этом очевидном в общем-то факте.

Метод, который мы используем, называется амплификация, то есть прояснение символа посредством ассоциаций и аналогий. Главное здесь не столько сформулировать значение, сколько посредством цепочки ассоциаций позволить читателю пережить символ конкретного аркана. Литература, музыка, поэзия, мифология — все может быть соотнесено с тем или другим арканом или их сочетанием. Я привожу те примеры, где аркан явит себя наиболее полно, однако на самом деле абсолютно все может быть изучено с точки зрения символики 22 путей-арканов, и я рекомендую подобную практику всякому, кто, прочитав эту книгу, захочет понять суть символизма глубже и полнее.

Ни эта, ни какая-либо другая работа не может исчерпать хотя бы один аркан. Даже если написать целую библиотеку, она не сможет включить в себя все соответствия и значения. Невозможно выпить море, невозможно сосчитать звезды, невозможно познать все коллективное бессознательное. Эта работа — это попытка максимально сжато изложить наиболее яркие и очевидные соответствия, но всегда следует учитывать, что мои познания, как и познания любого из нас, ограничены, и внимательный читатель смог бы добавить к сказанному что-то свое. Например, недостаток моих познаний в живописи не позволяет мне должным образом привести соответствия их этой сферы, а поскольку сами образы таро — это прежде всего произведения живописного искусства, это упущение, я надеюсь, со временем будет компенсировано.

Потому, по мере прочтения глав, посвященных арканам, я настоятельно рекомендую находить свои ассоциации, соответствия, примеры из мира литературы, музыки, мифологии. Ибо только так, а не заучивая приведенные примеры, можно получить подлинное понимания символа.

Самой большой сложностью, возникающей на пути исследователя символизма таро, является то удивительное переплетение символики разных арканов. Невозможно провести четкую границу, отделяющую один аркан от другого. Более того: в каждом из 22 больших арканов латентно содержатся остальные 21.

Попробую прояснить это на примере. Рассматривая 11 аркан Вожделение, мы не можем пройти мимо 19 аркана, поскольку зверь, которого оседлала Бабалон, символизирует солнечную, мужскую энергию, а вожделение питает сознание. Карта представляет символику соединения и её понимание оказывается невозможно без аркана 14, а мятежный характер этого объединения отсылает нас к пятнадцатому аркану. Изображение 11 аркана является самым сексуальным, однако все сексуальные соответствия даны аркану 3, поэтому без понимания Императрицы мы ничего не можем сказать о Вожделении. Но чтобы понять Императрицу, необходимо понять также её оппозицию — Верховную жрицу, и её партнера — Императора. А поскольку пик жизни связан с пиком смерти, понять 11ый аркан невозможно без аркана 13. Точно такие же цепочки можно провести от любого из больших арканов.

Вселенная таро в чем-то подобна голограмме. Если взять мельчайшую часть голограммы, по ней можно восстановить её всю. Современные физики недаром склоняются к тому, что вселенная построена по принципу голограммы.

Но арканы предстают нам не только в единстве, но и в многообразии. Физик может теоретически доказать, что фундаментально камни и яблоки являются одним, но едва ли он сможет это эмпирически доказать, съев камень.

Существует большое количество учений, которые пытаются вывести всего человека из одного архетипа. Одни видят этот архетип в желании властвовать и страхе неполноценности (Император), другие — экономические закономерности (Фортуна), третьи — секс и деторождение (Императрица), или эдипово влечение к матери (Повешенный), четвертые рассматривают человека как бога, забывшего, кто он есть (Дурак), пятые рассматривают культуру как надстройку, защищающую от страха смерти (Смерть). Можно утверждать идеалы романтизма (Колесничий) или просвещения (Иерофант), тем не менее, стоит потерять равновесие между ними (Регулирование), неизбежно окажешься в мутных водах (Повешенный).

Ни одна из этих теорий не может быть опровергнута — внутри каждой из них есть все, что необходимо для выстраивания цельной системы взглядов. Любое явление может быть одинаково объяснено из любого архетипа — в какой бы точке вы не находились, вы всегда находитесь в центре. Но стоит взглянуть на тоже самое явление из другого центра, лишь немного сместив точку сборки, как еще недавно непоколебимая теория кажется верхом нелепости.

К примеру, мое желание написать текст можно объяснить 22 возможными способами. Это может быть рассмотрено как желание получить власть над читателями (Император), заинтересовать представительниц противоположного пола (Императрица) вбить еще один гвоздь в гроб своего эдипова комплекса (Повешенный), желание усовершенствовать свой ум, структурировав свои знания (Иерофант), попытка придать смысл своей жизни (Колесничий) или защититься от давящего страха смерти (Смерть). Наконец, можно утверждать, что я бессознательно надеюсь получить прибыль с издания этого текста (Фортуна). Я могу разозлиться на этот поток ничего не объясняющих объяснений и заявить, что я пишу этот текст просто для того, чтобы написать текст, но в этом случая это будет всего лишь обращением к безумной мудрости аркана Дурак.

Образованный сторонник любой из этих теорий без труда сможет доказать мне, что именно эта интерпретация правдива, но только до того момента, пока я не столкнусь с другой интерпретацией, которая будет соль же совершенна — «все слова священны, все пророки истинны, вот только понимают они мало».

Знание и — что более важно — понимание символов таро дает нам свободу от односторонности и позволяет изучать все аспекты духовной вселенной без привнесения ненужной оценочности. В Книге Закона сказано: «Не делайте различия меж собою об одних вещах и о других, ибо от этого вред», что говорит о бессмысленности какого-либо оценивания символов. Даже гнилые болота Луны 18 аркана порой питают гениев, а чистый свет Верховной жрицы способен лишить рассудка и даже привести к гомосексуальности.

Каждому из арканов таро существуют свои соответствия. Каждый архетип имеет соответствия среди растений, животных, запахов, звуков, цветов, снадобий. Постижению каждого архетипа соответствуют свои магические достижения, свои искушения и свои болезни в случае ошибки. Все это составляет один цельный путь, который определяется одним из 22 букв иврита. Но вот что важно — один и тот же предмет может находиться на разных путях и нести совершенно разный смысл. Скажем, красный цвет в одном ассоциативном ряду, рядом с волком и Марсом, будет органично символизировать кровь, проливаемую в битве, и соответствовать работам Марса, а в другом — сексуальность, желание и менструальную кровь (багряная жена). Или например, лев может символизировать на пути реш сияние сознания и царственность, а на пути тет — страсть.

В заключении следует сказать относительно различных вариаций колод таро. Придя в магазин, где торгуют колодами таро, вы увидите десятки, даже сотни различных колод. Чтобы хоть немного помочь вам разобраться для себя в этом нелегком деле, я приведу несколько классификаций, которые помогут вам сделать выбор.

Данное исследование полностью базируется на колоде Тота Алистера Кроули, над символикой которой Кроули работал полжизни. Эту колоду я считаю лучшей, поскольку эти карты наиболее полно выражают архетипическую вселенную таро, где каждый символ имеет свое место и свое значение. Более того, Колода Кроули наиболее соответствует изменениям, произошедшим в коллективном бессознательном в связи с наступлением нового эона (эры). Я не сомневаюсь, что если человечество каким-то чудом все-таки выживет, через две тысячи лет будет рождена колода, которая будет настолько же превосходить колоду Кроули, как сейчас она превосходит таро Висконти Сфордса, однако сейчас мы даже не можем на миг представить, что это будет за колода.

Существует некоторое количество колод, нарисованных после Кроули его последователями, которые расширяют и проясняют символику Таро Тота. Ни одна из этих колод не может сравниться с Таро Тота по силе и глубине, поскольку все они являются эпигонами, однако их изучение рекомендуется для расширения смыслового поля символа. Это «Либер Т», таро серебряной звезды, Виа таро и, наконец, таро церемониальной магии Дюккета.

Существует некоторое количество колод, которые в свое время выражали всю полноту архетипической вселенной, но после наступления нового эона, когда сменились весьма существенные акценты, потеряли большую часть своей силы. Эти колоды можно назвать «ветхим заветом таро» и относиться к ним соответствующим образом — изучать, знать, но не делать их опорой своей практики, ибо как сказал один маг, «разумно ли наливать новее вино в старые меха?». К колодам этой категории принадлежат марсельское таро, таро Райдер Уайта, таро Освальда Вирта, таро Эттейла и, наконец, самое древнее из известных колод Таро Висконти-Сфордса. Человеку, серьезно интересующемуся таро, будет полезно ознакомиться с их символикой, дабы иметь более полное представление о системе таро. Эти колоды с некоторым допущением могут использоваться и для предсказаний, но вот использовать их для медитации, церемониальной магии и пытаться постичь через них универсальные законы коллективного бессознательного будет весьма затруднительно. Эоны двигаются и то, что было непреложной истиной каких-то сто лет назад, ныне — лишенный смысла предрассудок.

Наконец, существует огромное количество совершенно бессмысленных колод, лишенных какого-либо психологического или оккультного смысла. Изображения, порядковый номер, названия в них даются совершенно без какой-либо системы и смысла, и никакой пользы от них получить невозможно. Начиная от таро дзен (разве было у дзен- буддистов таро?), египетского таро (однако нарисованного в 1970 году) и уже совсем смешно — таро гномов (!?), и Вампиров (!!!). Эти колоды, словно пляшущие огоньки, отвлекают на себя искателя знаний. Ничего, кроме суеты, эти колоды не смогут вам дать, а время, убитое на их изучение, увы, восстановить не удастся.

источник

 
  • Currently 0.00/10
   Проголосовало : 0

Новое на Форуме

Нет сообщений для показа



@Mail.ru -