Страстная, Пасхальная и Радоницкая недели Печать E-mail

Предваряемая Вербным воскресеньем Страстная неделя - последняя неделя Великого поста - была отмечена соблюдением особых обрядов. С понедельника на Страстной - или, как говорили в народе, Страшной, - неделе все начинали приводить в порядок себя и свой дом, готовясь ко встрече Пасхи.

В Страстную Среду и Великий Четверг принято было омывать водой, натаянной из снега, всю домашнюю живность - от коровы до курицы - и пережигать соль в печи, которая, по народным поверьям, приобретала от этого целебные свойства. В некоторых деревнях в полночь Великого Четверга женщинам также предписывалось окатить себя водой для ограждения от болезней. Считалось, что в эту полночь даже «ворон купает детей своих». Существовал даже обычай в полночь Страстного Четверга девушкам заходить по пояс в реку (если лед уже сошел) и, встав в тесный кружок, призывать весну. Если лед еще не тронулся, девушки умывались из проруби и катались «на восточную и западную стороны» по земле.

Если до зари умываться на Великий (Чистый) Четеерг, нужно приговаривать при этом: «Смываю то, что на меня напустили, то, чем душа и тело мается, все Чистым Четвергом снимается». А чтобы молодые люди обращали внимание, девушки, умываясь, приговаривали: «Как светел и красен Чистый Четверг, так и раба (имя) для всех буду прекрасной. Аминь». 
В среду на Страстной неделе вспоминали особый обряд против всякой телесной немочи. Нужно было зачерпнуть кружкой воду из колодца или из бочки на улице или набрать воду в реке. Трижды перекрестясь, накрывали кружку чистым или новым полотенцем, а в 2 часа ночи, снова трижды перекрестясь, обливались этой водой, оставив немного в кружке. После на мокрое тело, не вытираясь, надевали одежду, а ту воду, которая оставалась в кружке, выливали до 3 часов на куст или цветы. Говорят, что таким образом омытое тело как заново нарождается. 
В Великий Четверг советовали постригатъ в первый раз волосы годовалому ребенку (до года стричь считалось грехом), а девушкам - кончики кос, чтобы росли длиннее и гуще. У всего домашнего скота тоже советовали выстригать клок шерсти для здоровья и благополучия. 
Существовал также обычай выжигать свечой кресты на дверях и потолках, чтобы уберечь дом от нашествия нечистой силы. Страстные свечи давали в руки тяжелобольным или мучающимся трудными родами: считалосъ, что они обладают целебной силой. С Великого Четеерга запрещено было подметать пол в доме вплоть до самой Пасхи. С ним были связаны и погодные приметы: если шел дождь, весна будет поздней и мокрой. 
Страстная Пятница - день самого строгого поста - особено почитался в народе. Он предварял Великую Субботу, когда принято было заклинать утренники (утрение морозы). Всю Страстную неделю, по языческой традиции, на высоких пригорках жгли костры в честь бога огня Перуна. Другой языческой традицией было ограждение полей от злого духа. Парни и девушки с зажженными лучинами в руках, а некоторые - с метлами, кнутами, начинали с дикими криками верхом на лошадях скакать по деревне из одного конца в другой: считалось, что это должно отпугнуть злых духов. 
Итак, наступал последний, седьмой день Страстной недели - Светлое Христово Воскресение. По обычаю, в этот день с утра зажигали перед церквами и по холмам костры, что также связано с языческой традицией празднования победы света над тьмой и весеннего тепла - над зимней стужей. В деревнях на Святую ночь перед Пасхальным воскресеньем жгут смоляные бочки, а уголья от них собирают и после кладут эти уголья под крышу: считается, что это ограждает дом от удара молнии. 
Как только в Пасхальное воскресенье начинали звонить колокола, люди крестились и трижды приговаривали: 
«Христос воскрес, а моей семье здоровья, моему дому богатства, моему полю урожай. Аминь». 
После пения в церквах: «Христос воскресе», - принято было стрелять в воздух холостыми зарядами из ружей, что также символизировало победу над тьмой и смертью. Если в Пасхальную ночь зачерпнуть воды из родника или реки, то, по народному поверью, она будет обладать особенной силой. 
Если в доме кто-то находится при смерти, то в церкви в Пасхальное воскресенье нужно было постараться взять пасхальное яйцо из рук батюшки. Уходя из церкви, надо подойти к иконе Богородицы и позвать ее с собой: «Матушка Богородица, идем со мной ко мне домой. С нами ночевать, раба (имя больного) врачевать». Дома нужно было хотя бы часть принесенного яйца скормить больному. Тогда, по народному поверью, он в этот год не умрет. 
Есть и другое, не менее интересное поверье: если на утренней службе в Пасхальное воскресенье встать в углу церкви, держа в левой руке серебряную монету, и на первое приветствие священника «Христос воскресе» вместо «Воистину воскресе» произнести: «Антмоз маго», - монета получит чудодейственную силу и не только возвратится к хозяину, но и принесет ему много денег. 
Считается также, что на Светлое Христово Воскресение солнце, встающее поутру, начинает «играть»: сиять и переливаться особенно ярко. Поутру в солнечный день (считалось, что на Пасху всегда хорошая погода) люди собирались на открытом месте специально, чтобы посмотреть на «солнечные заигрыши». 
Даже смерть на Светлое Христово Воскресение считалась благословенной. Умершего на Пасху хоронили по старинному обычаю с крашеным яйцом в руке. Считалось, что умершие на Пасху или на Святой (послепасхальной) неделе попадали в рай вне зависимости от того, насколько праведной была их земная жизнь. 
После Светлого Христова Воскресения начиналасъ Святая неделя, каждый день которой также опмечался особо. Так, например, уже со среды во многих местах начинали водить весенние хороводы, но в пасхальную субботу наступал разгар веселья: суббота на Святой неделе называлась «хороводницей». В некоторых областях в этот день, по обычаю, нужно было изгонять, или «провожать», русалок. В воскресенье на Святой неделе прощались с Пасхой. По древнему, обычаю, люди собирали все, что осталось от праздничного угощения (обычно оставались только кости), и несли на поле, где и зарывали. По народному поверью, это должно было охранять урожай от града.

Один из немногих старинных обычаев, строго соблюдающихся и по сей день, - крашение яиц. Без крашеных - «красных» яиц никто не встречает этот светлый весенний праздник. Считается, что первое яйцо, полученное в Пасхальное воскресенье, не должно портиться, если оба похристосовавшиеся приветствовали друг друга от чистого сердца. Многие хранят это первое крашеное яичко в течение целого года - до следующей Пасхи.

После Святой послепасхальной недели, заканчивавшейся Фоминым воскресеньем, начиналась Радоницкая, или Фомина, неделя. Этой недели, а особенно Фомина воскресенья, называешегося Красной Горкой, с особенным нетерпением ждали молодые девушки. Эти дни всегда считалисъ свадебными, сговоры и сватовство старались приурочить к последней неделе апреля, чтобы успеть до наступления мая, когда играть свадьбы считалось плохой приметой. 
В первый день Фоминой недели - понедельник, называвшийся Радуницей, на пригорках везде горели костры, зажженные еще накануне: все отмечали день поминовения умерших. На этих пригорках устраивали угощения в честь усопших родителей. Считалось, что в ночь на Радуницу можно увидеть сон от родителей или умерших членов семьи, пророческий сон. Чтобы вызвать его, приходили на кладбище и, кланяясь, говорили: «Радуница, Фомина неделя, день всех усопших Призываю в помощники. Прошу датъ мне сон вещий. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь». 
Во вторник - Навий день (день покойников) - принято было ходить на кладбище и отстаивать панихиды. В Белоруссии существует обычай обедать на Радуницу на могилах и приглашать покойников к трапезе. Но при этом строго соблюдался обычай, чтобы угощения были «нечетные и сухие». В течение всей Фоминой недели хозяйки на ночь оставляют на столе еду - для умерших родителей. На Украине эти дни называются «могилками», «гребками» и «проводами». 
А уже в среду принято было заключать браки, сговоренные на Красную Горку, и свадьбы праздновались до конца Фоминой недели. Те молодые люди и девушки, которые еще не нашли себе пару, собиралисъ на смотрины. В эти дни принято было устраиватъ прогулки - смотрины женихов и невест. В некоторых местах даже существовал обычай, позволяющий парням обливать водой понравившихся им девушек. Если парень обливал девушку водой, он, по обычаю, должен был за нее свататься. Пренебрегший этим обычаем считался похитителем девичьей чести. 
Пасхальные, радуницкие праздники совпадали и с днями, традиционно отмечавшимися в церковном календаре. 

Источник

 
  • Currently 0.00/10
   Проголосовало : 0

Новое на Форуме

Нет сообщений для показа



@Mail.ru -